Биографии мастеров ушу

Тема в разделе "Переводы", создана пользователем vladviknes, 6 июн 2015.

  1. vladviknes

    vladviknes Шифу Команда форума

    Чэнь Чжаопи (陈照丕)
    Перевод В.Нестерова

    [​IMG]

    Чэнь Чжаопи (陈照丕) (1893-1972), второе имя Цзифу (绩甫), уроженец села Чэньцзягоу (陈家沟) округа Вэнь (温) провинции Хэнань (河南), пропагандист тайцзицюань клана Чэнь (陈) в 18 поколении. У него обучались такие последователи как Чэнь Сяован (陈小旺), Чэнь Чжэнлэй (陈正雷), Ван Сиань (王西安), Чжу Тяньцай (朱天才) и другие. Он был благопорядочным и высокоуважаемым человеком, учил других, не зная устали, в развитии тайцзицюань клана Чэнь сделал громадный вклад, имел поклонников среди представителей различных слоев населения внутри страны и зарубежом, наследовал старое и открывал пути новому для тайцзицюань клана Чэнь и, развивая традицию, был образцовым наставником этой эпохи. Знания Чэнь Чжаопи были крайне глубоки, опыт, накопленный за десятилетия был выражен в таких трудах, как «Сводные материалы по тайцзицюань клана Чэнь (чэнь ши тайцзи цюань хуй цзун陈氏太极拳汇宗)», «Вводный курс по тайцзицюань (тайцзи цюань жу мэнь太极拳入门)», «Объяснения с помощью рисунков тайцзицюань клана Чэнь (чэнь ши тайцзи цюань ту цзе陈氏太极拳图解)», «Тринадцать разделов по теории тайцзицюань клана Чэнь (чэнь ши тайцзи цюань ли лунь ши сань пянь 陈氏太极拳理论十三篇)».

    Пережитое в молодости
    Чэнь Чжаопи с детства тренировался в кулачном искусстве у своего отца - Чэнь Дэнкэ (陈登科), у младшего деда по отцу - Чэнь Яньси (陈延熙) и третьего дяди – Чэнь Факэ (陈发科). Осенью 1928 года, два человека, младший и старший братья - хозяева бэйпинской компании Тунжэньтан (同仁堂) (фармацевтическая и лечебная компания в КНР, Бэйпин – старое название Пекина) Юэ Шэньду (乐佑申) и Юэ Дутун были увлечены репутацией тайцзицюань клана Чэнь и сделали приглашение наставнику по кулачному искусству из Чэньзягоу, сородичи сообща выдвинули кандидатуру Чэнь Чжаопи. А вскоре Чэнь Чжаопи уехал обучать кулачному искусству в Нанкин (南京), где по совместительству работал в центре боевых искусств почётным профессором, предложив своему третьему дяде Чэнь Факэ приехать в столицу. С этого момента тайцзицюань клана Чэнь укоренился и распространился в Пекине.

    В 1938 году Нанкин был оккупирован японцами, а Чэнь Чжаопи уже вернулся на родину и, в местах воинских формирований по сопротивлению японским силам, обучал работе с алебардой (дадао大刀). В «Записях округа Вэньсянь (вэнь сянь чжи温县志)» записано: в обычное время, Чэнь Чжаопи обучал солдат ушу, тренировал бойцов навыкам рукопашного боя, а в особенности методам применения алебарды (дадао大刀). Во время сражений,Чэнь Чжаопи лично возглавлял отряд смельчаков-смертников.

    В период антияпонской войны не мало органов провинциального управления Хэнани находились в Лояне (洛阳), в 1940 году,к тому же был приглашён многочисленными организациями в Лоян обучать кулачному искусству. Два года спустя, был приглашён в Сиань Чжан Ханьином (张含英) (после 1949 года был назначен заместителем министра по гидроэнергетике) из комитета по водному хозяйству реки Хуанхэ. Там Чжан Ханьин дал Чэнь Чжаопи должность кладовщика, где имелась работа и выплачивалась зарплата, а в свободное время обучал кулачному искусству, вплоть до 1948года,пока сианьский комитет по водному хозяйству реки Хуанхэ не переехал в Кайфэн (开封). Чэнь Чжаопи по мере того как организация «принимала участие в революции (参加了革命)», включая людей и их лошадей, всех брала под своё начало красный режим. Чэнь Чжаопи, в свою очередь, всё время, работая в городе Кайфэн, непосредственно в 1958 вернулся домой навестить родных.


    Возвращение на родину, чтобы передать мастерство
    Вернувшись домой, Чэнь Чжаопи сразу увидел, что в деревни почти никого нет, кто тренировал бы кулачное искусство, Оказывается в 1941 году,Чэньцзягоу неожиданно подверглось бедствию набега саранчи, было два года неурожая, люди ели корни травы, кору деревьев для того, чтобы выжить, а молодые и крепкие люди большей частью убежали в Сиань, бежав из голодного места, просить милостыню, « бедный обучается гражданским наукам, а богатый боевым искусствам (цюн си вэнь, фу си у穷习文,富习武)», живот не мог наесться досыта, а тайцзицюань тогда полностью пришёл в упадок.

    Сердце Чэнь Чжаопи будто огнём было объято, он обратившись в организацию с тем, что выйдя на пенсию и вернувшись домой, будет передавать кулачное искусство. Сотрудник заведовавший кадрами сказал ему: ты сейчас возвратился к себе, где лишь можно дать тебе 40% зарплаты, согласно новой политике, да ещё ждать придётся три – четыре месяца и только можете получить 60%. Чэнь Чжаопи сказал, что ты можешь не давать мне денег, я ещё собираюсь уйти, нельзя, чтобы тайцзицюань в Чэньцзягоу прервалось. Его пенсия была всего лишь 16 юаней.

    Передаваемое являлось ключевым словом четырёхсот летнего тайцзицюань клана Чэнь, а тогда чэньцзягоуский тайцзицюань дошёл до крайнего разрыва. Что касается чэньцзягоуский тайцзицюань клана Чэнь, то в 1958 год явился очень важным временным поворотом. В этот год пропагандист тайцзицюань клана Чэнь в десятом поколении Чэнь Чжаопи вернулся в деревню.

    Чэнь Чжаопи вернулся домой и тут же основал точку по тренировке кулачного искусства дома и начал обучать тайцзи. В это время у него училось более 30 человек. Чэнь Чжаопи не брал ни копейки, обучал очень серьёзно, он боялся, что тайцзицюань в Чэньзягоу будет утрачен. Народ всё прибывал, он тут же давал каждому отдельное имя, называя школой для детей в свободное время. В то время, изучавшими кулачное искусство были Ван Сиань (王西安), Чжу Тяньцай (朱天才), Чэнь Сяован (陈小旺), Чэнь Чжэнлэй (陈正雷), Чэнь Дэнван (陈德旺), Ван Тяньбао (王天宝)….в то время не делили на Чэньский род и иной род, лишь было нужно желание изучать то, чему он обучал. Впрочем писатели уезда Вэнь (温县) и записи исследователя тайцзицюань Цуй Чуньдуна (崔春冬) говорят, что когда Чэнь Чжаопи обучал, то в деревне по собственной инициативе у входных ворот ставили часового, не разрешая посторонним входить внутрь.

    Встреча с Культурной Революцией
    В 1966 году разразилась «Великая культурная Революция (вэнь хуа да гэ мин文化大革命)», тайцзицюань стал вредным для социалистического курса, храм предков семьи Чэнь был разрушен, ритуальные таблицы предков разбиты. 74 летнему Чэнь Чжаопи был повешен ярлык, припоминая ему старый счёт от Гоминьдана, и, вместе с тренирующимися людьми, подвергся критике как «организатор меньшевистской группировки (гао сяо цзи туань搞小集团)», организатор клана и сектантской организации, говоря, что они «тёмной ночью собираются, а засветло расходятся (夜聚明散)».

    В 1967 году, ликвидировали классные чины. В то время Чэнь Чжаопи определили четыре статьи преступлений: №1 что он помещик, №2 что он не настоящий инструктор боевых искусств, №3 что, когда он во время гоминьдановского правительства обучал и распространял кулачное искусство, они, участвуя группой, вошли в гоминьдан, №4 что он участвовал в дружине, возвращающейся в родные места (из освобождённых районов, реакционная организация, созданная гоминьдановским режимом на селе в гражданской войне 1946-1949 гг.).

    Травя Чэнь Чжаопи, держась за коммуну, критиковали и осуждали много раз, а в начале весны 1967 года, старый господин конкретно не вынес этого и бросился в колодец, чтобы покончить жизнь самоубийством, в колодце было мелко и он не смог утонуть, ещё ему оказали помощь и вытащили на верх, хотя и спасли, но стопа была проткнута остриём косо стоящего обрубка бамбука на дне колодца. Так как он являлся объектом критики, то врач дружинной клиники не решился осмотреть его, Чэнь Чжэнлэй (陈正雷) и Чэнь Чуньлэй (陈春雷), стоя перед врачом на коленях, умоляли о снисхождении, врач не выдержал и велел им вернуться и промыть рану солёной водой, подождал до вечера и только тогда тайком йодом обработал рану и надёжно обернул её. В результате, не был хорошо устранён токсин, а Чэнь Чжаопи хромал больше года. Даже если одной ногой нельзя было опираться на землю, то коленом стоял на табурете и старый господин ещё мог разъяснять тайцзицюань.

    Начиная с этого времени, Чэнь Чжаопи составил стихотворные записи по тайцзицюань, тренировался и произносил речитативы. Цуй Чуньдун (崔春冬) записал это обстоятельство так: «Красная армия не боялась трудностей дальних походов (хун цзюнь бу па юань чжэн нань红军不怕远征难)», начало тайцзицюань; «Десять тысяч вод и тысяча гор всего лишь заурядность(вань шуй цянь шань чжи дэн сянь万水千山只等闲)», «использование для звука (тун嗵)», Цзиньган толчет в ступе (цзинь ган дао дуй金刚捣碓).

    Взятые под защиту в записях речей Мао Цзэдуна, люди снова начали тренировать кулачное искусство. В деревенской критике и осуждении также осталось открытым. Чэнь Чжэнлэй (陈正雷) и Чэнь Сяован (陈小旺) для того, чтобы избежать глаз и ушей посторонних людей, лишь могли тайком бегать на заброшенное кладбище и упорно тренироваться

    Чэнь Чжаопи с большим трудом перебивался от получки до получки вплоть до реализации политики в 1968 году, близкие сняли несправедливые обвинения: участие в этих делах гоминьдана, было всё совершено прояснено. Участие в дружинах не было ничего подобного.

    В 1969 году, газета «Народное солнце (жэнь минь жи бао人民日报) опубликовала цитаты Мао Цзэдуна: «Всё чего можно достигнуть, нужно продвигать. Делать гимнастику, играть в различные виды мяча, заниматься бегом, лазить по горам, плавать, заниматься тайцзицюань, а также другими видами спорта (凡能做到的,都要提倡。做体操,打球类,跑跑步,爬山,游泳,打太极拳及各种各样的体育运动)».

    Чэнь Чжаопи как раз прочитал эту новость и, взяв газету, пошёл искать Чэнь Чжэнлэя: «Сяолэй, председатель Мао призывает заниматься тайцзицюань, заниматься тайцзи, не нарушая закон!».

    Чэнь Чжаопи не только разрешил деревенской молодёжи по-прежнему приходить на тренировки и весь радостный, ещё сказал, что будет писать книгу. И тогда начал упорядочивать материалы, «Теория в тринадцати разделах (ли лунь ши сань пянь理论十三篇)», как раз и есть начинание этого времени.

    В 1972 году во время проведёния общенационального фестиваля по ушу в Цзинани, Чэнь Чжаопи уже был прикован к постели, в итоге можно было только внучке Чэнь Айин (陈爱英) ходить одной. Также в этот год, 30 декабря, Чэнь Чжаопи скончался в больнице провинции Вэнь (温县), в возрасте 80 лет.
     
    Spirit, stolposvet, Huo Long и ещё 1-му нравится это.

Поделиться этой страницей