Ма Вэйци (马维祺)

Тема в разделе "Мастера", создана пользователем yaofang, 12 авг 2016.

  1. yaofang

    yaofang Модератор Команда форума

    Прославленные представители прежних поколений багуачжан

    Ли Цзичэн 李继晟

    Перевод – Мартаков А.А.
    (ж-л «Ухунь» №8 за 2007 г.)

    От автора

    Я родился 6.08.1925 года в городе Ляонин; в дальнейшем закончил Пекинский университет дасюэ大学 по направлению «семья восточных языков» дун юйси东语系и вплоть до пенсии работал учителем цзяоши教师 в институте сюэюань学院 китайской культуры – оттуда и ушёл на пенсию.

    В молодые годы поклонился Чэн Юсиню 程有信 (Шоутину, сыну Чэн Тинхуа 程廷华) и Ян Ваньцину 杨万清 (ученику ИньШоупэна尹寿朋), у которых изучал и практиковал «ладони восьми триграмм» багуачжан八卦掌; поклонившись Хань Цичану 韩其昌, изучал у того «5 форм столбов цветка сливы» у ши мэйхуа чжуан五式梅花桩; поклонившись Чжэнь Линьхэ 振林和, изучал «кулак формы и мысли» син и цюань形意拳.

    Прославленные представители прежних поколений багуачжан

    Обычно представители прежних поколений имели прозвище чохао 绰号 – и не одно; прозвище или кличка могло нести название профессии, - название вида оружия, которым владел мастер, - название вида «вовлечения» чжао招, распространённому в багуачжан; могло быть связана с фамилией семьи, располагаться после официального или второго имени – прозвище происходило из множества источников. Прозвище также служило связующим звеном, по которому мастера знали в кругу ушу; кличка была также и «защитой» в сложное время или в напряжённой обстановке – по ней узнавали человека только в своём кругу. Со временем прозвища и клички вошли в фольклор Пекина и стали употребляться в некоторых семьях как «любимые словечки» коутоучань 口头禅!

    Чэн Тинхуа程廷华 имел предприятие по продаже очков яньцзин 眼镜, поэтому люди называли его «яньцзин Чэн» 眼镜程; по причине того, что в багуачжан он использовал форму ладони «лапа драко- на» лун чжао 龙爪 – его также знали как «лун чжао Чэн» 龙爪程; помимо этих прозвищ Чэн Тинхуа был известен как Чэн «с юга» «нань Чэн» 南程. Инь Фу 尹福 в своё время продавал печенье «хво - рост» и поэтому был известен как «Инь ютяо» 尹油条; также его знали как «ню шэ Инь» 牛舌尹 и «бэй Инь» 北尹 – практикуя багуачжан, он использовал ладонь, имеющей форму «языка коровы» ню шэ 牛舌 – тренируя комплекс таолу 套路, он проявлял «непрерывную тягучесть и мягкость» мянь жоу 绵柔как у печенья-«хвороста» ютяо 油条. В то время Чэн Тинхуа и Инь Фу были наиболее из- вестными в преподавании кулачного искусства цюань 拳; Чэн проживал на главной улице дацзе 大街, идущей со стороны рынка «Сытяо» 四条к воротам Ходэмэнь, находящихся на южной стороне Пеки на – Инь проживал на главной улице дацзе 大街, идущей к Цихуамэнь, расположенных в восточной части столицы. Поэтому люди знали их школы как нань-пай 南派и бэй-пай 北派соответственно. Впоследствии Инь Фу становится главным по защите резиденции князя Су 肃 – после этого народ стал называть его «Инь – главный» Инь цзун 尹总.

    Лян Чжэньпу梁振蒲, находясь снаружи главных ворот цяньмэнь 前门в столицу, продавал поношен ную одежду гуи 估衣 – поэтому люди называли его «старьёвщик Лян» гуи Лян 估衣梁; по причине того, что он искусно пел речитативы в процессе продажи, Чжэньпу знали как «ценителя чисел» шу лай бао 数来宝; что касается воинского искусства, то здесь он вслед за «выпуском своей косы приме нял качание» фа бянь суй чжи яохуан 发辩随之摇晃 – поэтому люди также знали его как «Лян – ма- ленькая косичка» Лян сяо бянь 梁小辩. Сун Чанжун 宋长荣 в своё время открыл «сыскное бюро» бяоцзюй 镖局 – он особенно искусен во владении большим копьём да цян 大枪 (длиной один чжан 丈 = 3,33м); поэтому люди называли его «большое копьё Сун» да цян Сун大枪宋, а также – «Сун - глава сыска» Сун бяо тоу 宋镖头. Сун Шисян 宋世祥 был искусен во владении «копьём цветка» хуа цян 花枪 (его длина 7-8 чи 尺 – 8*0,33м = 2,64 м) – поэтому народ знал его как «цветочное копьё Сун» хуа цян Сун花枪宋. Ремеслом шоуи 手艺у Лю Фэнчуня刘凤春 было создание для женщин «бурюзовых цветков» цуй хуа 翠花в качестве «украшений для головы» тоу ши 头饰 – поэтому люди называли его «бирюзовый цветок Лю» цуй хуа Лю 翠花刘; Чжун Сянлиня 种香林 люди знали как «источающий душистый запах» пэнь пэньсян 喷喷香 – происхождение его прозвища неясно.

    Цюань Кайтин全凯庭 по прозвищу «Цюань эстет» Цюань мэйжэнь 全美人 автор знаменитого нари сованного портрета Дун Хайчуаня 董海川 – этот рисунок был сделан после увольнения Дун Хайчуаня со службы рассыльным данчай 当差 в резиденции ди 邸 князя Су 肃; после этого Хайчуань
    стал понемногу жить у своих учеников. Сегодня многие люди считают что Цюань внутри император- ского двора гунтин 宫庭 принадлежал к женскому полу; так как внутри императорского двора женщи ны также имели положение и титулы: императрица хоу 后, императорская наложница гуй фэй贵妃, жена наследника престола гуй фэй贵妃, «красивый человек» мэйжэнь美人, «очевидец для церемо- ний» чжао и 昭仪… В то время было немало женщин мастеров своего дела гаошоу 高手среди «воин ского братства» улинь 武林 и среди них никто не совмещал воинское искусство с должностью в импе- раторском дворе. На самом деле Цюань Кайтин был красивым человеком и умел рисовать шаньчан хуа 擅长画 чиновников и женщин; поэтому его и прозвали Цюань мэйжэнь 全美人. К тому же Дун никогда не обучал женщину; когда он служил у князя Су его учениками были Чэн 程, Инь尹, Ма马, Сун 宋и Лян梁.

    Го Цзиюань郭济元 по прозвищу «даос – железный костыль» те гуай даожэнь 铁拐道人был в моло дые годы Дуна его «близким другом» цию 契友; он не был хромым цюэ 瘸 – Го был «даосским мона- хом» даоши 道士и отлично владел «железным костылём» те гуай 铁拐; отсюда он и приобрёл своё прозвище. Дун, постигнув и «очистив» искусство, спускается с гор и, не имея убежища цюйчу 去处, находит приют тоубэнь 投奔у Го Цзиюаня, где и «уцелел» цуньшэнь 存身. Как говорят, Го имел зна комство с Хун Сюцюанем 洪秀全; этот Хун заставил Дуна пойти «убить императора, правящего под девизом Сяньфэн» цыша Сяньфэн ди 刺杀咸丰帝 – чтобы это дело увенчалось успехом, нужно было сменить обстановку и стать «старшим евнухом» тайцзянь 太监.

    Ма Вэйци 马维祺 и Вэй Цзисян 魏吉祥 в то время знали как «два единоутробных плода» шуан бань`эр 双伴儿 или как «двух компаньонов»; имея разный внешний облик, они постоянно вместе за- нимались в тренировочном зале и совместно «оттачивали мастерство» чжомо 琢磨 методов кулака – перемещаясь, они сравнивали своё «вовлечение» чжао 招 и его весомость – здесь всё упиралось на взаимодействие «кормящей руки» вэй шоу 喂手и «поедающей руки» чи шоу 吃手 (первая бьющая противника рука называется вэй шоу 喂手 – когда соперник применяет «вовлечение» чжао 招, то ис- пользуется чи шоу 吃手, «бьющая точно в цель» цзичжун 击中, от которой тот не может защититься). В своё время Ма Вэйци открыл «лавку по продаже каменного угля» мэй пу 煤铺 - поэтому люди зна- ли его как «угольщик Ма» мэй Ма 煤马и «чёрный Ма» хэй Ма 黑马; он был чрезвычайно известен своим воинским искусством, не имеющих себе равных цзюэ 绝, а именно применением «вовлечения» чжао 招, «молота, действующего в обратном направлении» фань би чуй 反臂锤 и формы «льва, крутя щего шарик из цветных шёлковых ниток» шицзы гунь сюцю 狮子滚绣球 – поэтому в народе он был из вестен как «Ма – молоток» Ма чуйцзы 马锤子, а также как «Ма, крутящий шар» Ма гунь цю 马滚球. Вэй Цзисян владел умением делать «печенье и коржи» цаоцзыгао 槽子糕 - поэтому люди называли его «печенье Вэй» цаогао Вэй 槽糕魏или «Вэй - печенье» Вэй цаогао 魏槽糕. Эти двое всегда трени-ровались на площадке, принадлежащей лавке Ма, которая располагалась с западного края реки на вос точном участке дороги, идущей на север (Чэн Шоутин 程寿亭рассказывал, что Ян Сян`у 杨香武в своё время основал сыскное бюро бяоцзюй镖局). С запада к лавке прилегала река, с юга она граничи ла с «большим бараком с изгородью» да пэн лань 大棚栏 – со стороны запада располагалась «шлифо- вальная мастерская» дамо чан 打磨厂, а со стороны востока рядом расположился «базар, где продава- лись драгоценности и жемчуг» чжубао ши 珠宝市, к которому примыкала главная улица; благодаря этому, здесь всегда было очень много народа, как путешественников, таки местного населения. Посте пенно названия некоторых приёмов чжаошу 招数багуачжан вошли или «превратились» в «частуш- ки и каламбуры» шунькоулю цяопихуа 顺口溜俏皮话, а также нашли упоминание в «поговорках и пос ловицах» лиянь 俚言Пекина!

    Продолжение следует...
     
    Huo Long нравится это.

Поделиться этой страницей