Ушу: традиции и современность

Тема в разделе "Переводы", создана пользователем yaofang, 16 май 2015.

  1. yaofang

    yaofang Модератор Команда форума

    Интервью с господином Ма Сяньда
    Ма Сяньда родился в 1932 году в мусульманской семье, которая на шесть поколений прослеживает корни в практике боевых искусств. Ма Сяньда учился у своего отца Ма Фэнту и дяди Ма Инту, оба были признанными независимыми мастерами. Ма Сяньда изучал многие традиционные формы ушу, включая Тунбэй Пигуа, Каймэнь Бацзи, Ба шань фэн и Гуо чжао, а также европейский бокс. В действительности, Ма Сяньда был одним из самых первых китайцев, приступивших к освоению западных боевых видов спорта.
    В 1952 проводился первый, после основания китайской республики в 1949, чемпионат по боевым искусствам. Ма Сяньда выиграл чемпионат по Лэйтай (свободному бою), где бойцы сбивали друг друга с приподнятой платформы. Он также выиграл чемпионат по бою с коротким оружием и Большой чемпионат по ушу. Ма Сяньда достиг этих побед, когда ему было 19 лет. В этом же году Ма выиграл в турнире Хэбэя по короткому оружию. В нем принимали участие соперники из разных городов и провинций. Ма выиграл все схватки.

    Ма Сяньда решил посвятить свою жизнь боевым искусствам. После окончания педагогического колледжа он получил место преподавателя ушу, бокса и борьбы в физкультурном колледже города Сиань. Там он стал профессором и преподавал в течение 30 лет. Ма подсчитал, что он обучил приблизительно 10000 студентов китайцев и не китайцев за время своей карьеры, включая многих национальных тренеров и чемпионов. Ма написал много книг и статей по ушу, включая издание китайской энциклопедии ушу, (zhongguo wushu da cidian 1990.pdf) и заслужил много почетных званий за свою долгую карьеру. Возможно, самый славный титул он получил в 1995 году, когда он был признан одним из десяти лучших профессоров боевых искусств в Китае.
    В 1998 году Ма Сяньда получил девятый дуань. В мае 2002 года Ма Сяньда отпраздновал свой 70-й день рождения и издатель журнала Kungfu Qigong Publisher Gigi Oh встретился с ним для эксклюзивного интервью. Как открытое издание по китайским боевым искусствам мы рады, что можем Вам представить первое интервью с Ма Сяньда.

    О развитии китайских боевых искусств


    Я (Ма Сяньда), если использовать жаргон китайских коммунистов, − «Я лаобин» («старый солдат») Вся моя жизнь посвящена боевым искусствам. Я − профессиональный боец. Ушу развивается в Китае с 1949 года. Очевидно, что китайское правительство посвятило себя делу совершенствования, но некоторые из этих улучшений идут во вред. Как говорят наши старики: «даже если у тебя доброе сердце ты не получишь лучшей награды», − так и мы не видим положительного эффекта. Я могу пойти дальше и сказать, что, из-за неправильной политики правительства, нашему древнему культурному наследию причинен определенный вред. Например, в 1949 году у нас была политика Ва Шань Динь (дословный перевод: «трехногий кубок династии Шань», что можно перевести как «откопаем древние сокровища»). Все шло хорошо до 1955 года, когда вся политика повернулась на 180 градусов. Правительство отменило все, что было сделано, и задавило ушу, особенно древнюю, традиционную часть ушу. Это продолжалось долгое время. Ведь оно пыталось развивать современное (спортивное) ушу, а не старый, традиционный, добротный материал.

    Например, можно вспомнить китайского исторического героя, генерала Ци Цзигуана. Объективно, его роль в истории была даже важнее, чем у легендарного Юэ Фэя. Юэ Фэй боролся против людей народности Чжин. Ци Цзигуан боролся против японских пиратов. Он привел свои войска численностью 7000 на защиту Жэйчжианя, продолжавшуюся 10 лет, и полностью уничтожил там японских пиратов. Даже многие японцы уважают его признавая, что он был великим генералом. Также он был мастером и учителем китайского ушу. В своей известной книге "Чжи Шоу Цинь Хуа", включающей 14 глав, четыре главы он посвятил ушу.

    Ци Цзигуан сильно возражал против придания ушу излишней пышности, красоты и элегантности, которые нужны только для показа зрителям. Это подобно красивому дворцу, который пуст внутри. Ушу Ци Цзигуана − это настоящее умение и боевая схватка. Без сомнения, это сама сердцевина ушу. Но это ещё незавершенное (нецелостное) ушу. Для целостности ушу также необходимы время, физическое и умственное развитие. Но никогда не забывайте, что сердцевина ушу − это цзи (удар). Вы должны иметь настоящее умение боевой схватки, и уж точно не демонстрировать «пышное цветение для любования».

    В упомянутый 1949 год мы стали последователями цветочного направления ушу, и это причинило ушу немалый вред. Если вы нанесете реальный удар рукой или ногой, то вас тут же назовут Вэйцзи ("тот, кто хочет только драться"). Я определенно не Вэйцзи. Я объективно смотрю на ушу, как на целое. Даже тайцзи имеет аспект цзи. Как только вы начали выполнять форму тайцзи, у вас есть стойка «руки держащие мяч», и она может быть использовано для удара. Во многих движениях тайцзи присутствует цзи.
    После 1949 года правительство вложило немало денег в стимулирование развития ушу. Коммунисты, на самом деле, вложили даже больше денег, чем республика Китай. Чан Кайши основал центральный институт Гошу и назначил генерала Жань Цзичжианя директором. В комитет директоров входили такие знаменитые военные лидеры как Лин Сэн, Чан Кайши, Сунь Кэ (родственник Сунь Ян Сена), Вэй Чуансян и другие. Они подчинялись министерству образования и, в сою очередь, учредили Академию физкультурного образования Гошу 国术. Каждая провинция основала свой собственный Гошу гуань (тренировочный зал боевых искусств) под управлением губернатора провинции. Вице-директор был, по сути, администратором и выполнял всю необходимую работу. Это была огромная система. Большая честь, но без денег. Титул без оплаты. Много хорошего материала было наработано именно во времена генерала Жань Цзичжианя, потому, что тогда пытались комбинировать ушу с западным физкультурным образованием. Ушу не может быть стержнем в период огнестрельного оружия, это было бы слишком устаревшим, таким образом мы вынуждены комбинировать его с физическим образованием. Специфическими чертами ушу все еще остаются нападение, защита и способность сражаться. Ушу и физкультурное образование имеют одну и ту же характерную особенность. Это культура. Мы можем использовать эти специфические черты ушу в комбинации с системой, развившейся на западе. Это очень полезное дело, которое осуществил генерал Жань Цзичжиань. Также он избавился от некоторых «сорняков» китайского ушу.

    Когда произошла культурная революция, положение ухудшилось. Её лидеры отказались от сущности боевой борьбы. Они оставили только пустой панцирь. При этом они говорят, что стимулируют саньшоу, а также короткое и длинное оружие. Если вы скажите, что ушу обладает цзи, тогда вы будете публично признаны виновным. Я настойчиво поддерживаю сердцевинную часть ушу. Это − база китайского ушу.

    "Банда четырех" разрушила все, потом пришел Дэн Сяопин и политика открытых дверей. Были открыты многие системы. Ушу неожиданно ожило. Усилилось саньда. Пошли на лад дела в национальных боевых искусствах, и простые люди смогли изучать ушу. Это конечно хорошо. Но, как бы то ни было, политика правящих органов не была вполне правильной. Поэтому мы и не получили ожидаемых результатов.

    Вначале 70-х я тренировал первую группу ушу, которую отправляли в США. Но поскольку я не был коммунистом, и моя биография была не очень приемлемой, я не смог поехать. Несмотря на это я подготовил группу и написал все объяснения. Я написал всю литературу и терминологию. Я не смог объяснить ушу, поэтому я просто перевел это фонетически. После поездки в США многие американские журналы описывали ушу как традиционный китайский балет – искусство, похожее на полет бабочки. Но это произошло потому, что они смогли увидеть только внешнюю сторону. Они не смогли увидеть возможности нападать и защищаться.

    Продолжение следует...
     

    Вложения:

    vladviknes, stolposvet и Huo Long нравится это.

Поделиться этой страницей