Wang Xiangzhai, «Танец схватки»

Тема в разделе "Ицюань (意拳)", создана пользователем Maodun, 7 янв 2016.

  1. Maodun

    Maodun Пользователь

    Ван Сянчжай , "Теория Ицюань", фрагмент главы "Беседа о четырёх формах", перевод с англ.

    Практика «столбов» позволяет достичь состояния «тело подобно форме для литья», «мускулы тела как единый мускул», «тело словно наполненное свинцом» и «волосы вздыблены как пики» – и после этого достижения, мы можем говорить о «воинском искусстве».
    Что такое «воинское искусство»? «Воинское искусство» это не отдельные приёмы - это сила, возникающая в «жестокой игре» [схватки]. Когда-то я написал стихотворение «Появление танца»:

    Тело раскачивает волну танца,
    Ум скользит по поверхности воды.
    Как плывущий дракон или играющий белый журавль,
    Тело вьётся встревоженной змеёй.
    Мускулы наполнены силой,
    Дух - настороже,
    Кости становятся лезвием.
    Ветер и облака открывают свет блистательной луны,
    Отважный дух пронзает её ореол.​

    «Раскачивая волны», «Плывущий дракон», «Белый журавль», «Встревоженная змея», которые упоминались в стихотворении – всё это формы боевого искусства. Танец, породивший эти формы, именно так и назывался – «Танец здоровья» или «Танец схватки».
    Во время Династий Sui и Tang (AD581-907), «Танец здоровья» когда-то был довольно распространен, он был методом сохранения здоровья и боевым методом в одно и тоже время. Не только воины занимались этим – большинство ученых тоже практиковали его, но с течением времени это знание было утеряно.
    Современный мастер боевых искусств г-н Huang Muqiao, опираясь на опыт исследования боевых искусств в течение многих лет и предположив смысл позиций танца на фресках и у статуэток из Dunhuang , смог реконструировать некоторые движения «Танца здоровья».
    Во время экспедиции на Север (AD 1926) я посетил Huainan, и встретился с господином Huang Muqiao, учился у него, и в какой-то степени получил понимание о «Танце здоровья». Я осмелился не держать в секрете это знание, и поэтому учил многих своих студентов – но есть только десяток из них, о ком можно сказать, что они постигли волшебство «Танца здоровья».

    Для тренировки «Танца здоровья» необходимо достичь состояния «четырёх подобий»:
    «всё тело подобно форме для литья», «мускулы тела как единый мускул», «тело словно наполненно свинцом» и «волосы вздыблены как пики»; иначе танец будет только видимостью, это будет всего лишь размахивание конечностями. Я говорил так: "Сила должна быть найдена внутри тела и выброшена наружу». Необходимо тренировать в «столбах» состояние «четырёх подобий» до тех пор, пока внутренняя сила не будет накоплена. Но для того, чтобы внутренняя сила прорвалась и стала внешней, эффективной для сражения, необходимо точное исполнение «Четырёх форм». «Четыре формы» должны соответствовать принципу «форма — изогнута, сила – прямая».
    При тренировках необходимо держать в голове «образ врага», собирая все силы для боя с ним.
    Кисти нацелены, запястья ввинчиваются, пальцы удерживают перевёрнутую чашку --- не важно, одна рука взмывает вверх в танце или две, пальцы всегда указывают на нос и рот противника. Вы должны как можно лучше контролировать среднюю линию врага, угрожая; в тоже время контроль средней линии оппонента защищает Вас.
    Все пальцы, включая большой, должны быть согнуты и накапливать силу для движений в любом направлении.
    Подобный метод ладони сильно отличается от того, который используют в т.н. «внутренних»
    боевых искусствах, типа тайцзицюань, или «внешних», таких как шаолиньцюань; именно так - «кисти нацелены, лапы удерживают».
    Если используется метод «кисти нацелены, лапы удерживают», но кисти закрепощены – не округляются и не скручиваются – тогда, при попытке использования этого метода, любой противник наверняка вывернет руку и, при определенной сноровке, подчинит [Вас] своей воле.
    Необходимо размышлять о смысле сил «обхватывания», «шлифования», «присоединения», «противодействия».
    Нельзя чтобы пальцы были «застывшими» – все пальцы должны быть гибкими и накапливать силу, нельзя прижимать их друг к другу; ладони должны быть вогнуты, а в кончиках пальцев ощущение, словно проходит электрический ток.
    Это несколько указаний о «согнутых пальцах и ввинчивающих запястьях».
    При действии рук никогда нельзя терять силы «обёртывания», «качения», «подпирания», «удерживания» - так, чтобы комар или муха не смогли сесть на Ваше тело (Вы должны быть способны автоматически «выскользнуть» из-под комара).
    Ступни ног при движениях вперёд и назад никогда не должны терять способность ударить, подбить, растащить, толкнуть; при движении нельзя уступать ни пяди земли.
    Плечи – устойчивы, локти работают «поперёк», используя «соперничающие силы» – только тогда руки будут обладать силами «обёртывания», «качения», «подпирания», «удерживания».
    Промежность должна быть «усажена», колени давят наружу – только так Вы достигнете способности ударить, подбить, растащить, толкнуть [ногами].
    Когда дерусь, я придерживаюсь «пустоты», делая так, что противнику нечего схватить, обманывая его; уловка заключается в волнообразных движениях плеч и таза. И сила колебаний плеч и таза идет от поясницы и позвоночника. Поэтому поясница и позвоночный столб раскачиваются и поворачиваются подобно оси – таким образом можно победить "упорную силу"[врага] без [своей] "упорной силы".
    Ступни ног движутся словно в грязи или снегу, вес тела распределён как 30% и 70% на каждую ногу и, двигаясь, одна нога сменяет другую. Ступня не имеет «фиксированного» места, тело не имеет «фиксированных» поз, делая «заднюю» ногу «передней» или наоборот; «фронт» и «тыл» чередуются, «пустое» развивается в «полное» и наоборот – каждый Ваш шаг должен захватывать территорию противника.
    В движении, тело следует за мыслью, руки оставляют следы (словно разрывая или царапая пространство) , в движении ощущается сопротивление вязкой среды всем телом, три верхушки должны быть согласованы, четыре центра — действовать вместе.
    Если движешься слишком быстро — не получиться «плыть», слишком медленно – не получится расслабиться.
    Сила должна быть подобно вспышке. В тоже время, когда Вы атакуете врага, ненависть – лучшая тактика, потому что сила следует за мыслью. В следствие этого, каждое действие должно иметь jiajie (jiajie - использовать невещественное для достижения практического результата); нет jiajie – сила тела не будет естественной. В бою, тело не должно терять состояние «тело как форма, форма словно залита свинцом, мускулы как один, волосы вздыблены как пики». Это то, что называется «мысль – не прерывается, дух – не рассеивается, масса частей тела объединена в одну – невозможно забыть или потерять это [состояние]».
    Таким образом, танец возможен только в состоянии «наполненного чудесной естественностью».
    Физиология влияет на психологию, в этом и есть смысл сохранения здоровья в «Танце здоровья».
    К тому же, по настоящему действенное мастерство Ицюань не получишь от «движения», его ищут в неподвижности. Поэтому мы говорим: «Движение в неподвижности есть живое движение».
    Тренировка «четырёх форм» направлена на развитие внутренней силы, делает возможным взрывной выброс этой силы наружу в любое время и в любом месте, даёт преимущества в бою.
    Таким образом, ищем ли мы только удобство в позиции для «стояния» или для фали, «красиво» это или нет – не важно. Но тем не менее, позиция представляет форму, и Вы должны выполнять позицию правильно, вопреки законам физиологии. В каждом действии необходимо следовать законам движения, не теряя состояния «четырёх подобий» – тогда «большое» движение будет верным и «малое» движение будет верным; в противном случае все движения будут неправильными.
    В своей практике, каждый должен использовать закон гармонии противоположностей – между «внешней» и «внутренней» силой.
    «Внешняя сила» тела бывает четырёх видов:
    1. Сила тяжести, потенциальная энергия притяжения переходит в кинетическую; это называется «противостоять силе Земли».
    2. Сила сопротивления опоры и её противоположность — то, что я описываю как «отталкиваясь от земли чтобы полететь».
    3. Сила сопротивления воздуха, я называю это «отразиться [оттолкнуться] от окружающей атмосферы».
    4. Сила противника в бою, это то, что называю «заимствованная сила».
    Это силы вместе я называю «совокупной силой противодействия».
    «Внутренняя» сила тела, а именно – сила всех мускулов тела, пребывающих в состоянии «четырёх подобных», именно это я называю «совершенная сферическая [окружающая] противодействующая сила».
    Сила диафрагмы, называемая мной «упругим дыханием», также является внутренней силой.
    Если Вы собираетесь овладеть действительно эффективным боевым искусством, Вы должны сочетать «совершенную сферическую противодействующую силу» и «совокупную силу противодействия» в неком ритме, и чудо этого действия зависит от «упругого дыхания».
    Мы говорим: «выдох и вдох – источник духа, Сила объединяется со Вселенной», «Крик седлает смерч». Таким образом, только одни сокращения диафрагмой не являются правильным [методом],
    учащиеся обязаны это помнить.
     
  2. Якименко Николай

    Якименко Николай Пользователь

    Кисти нацелены, запястья ввинчиваются, пальцы удерживают перевёрнутую чашку --- не важно, одна рука взмывает вверх в танце или две, пальцы всегда указывают на нос и рот противника.
    20190331_154541.jpg
     
    Huo Long и Maodun нравится это.

Поделиться этой страницей